Дизайн интерьера, дизайн квартир.
Дизайн интерьера, интервью: закон личного присутствия.
Е.Г. Алексей Константинович, как давно Вы здесь живете?
А.П. Мы въехали сюда ровно двенадцать лет назад, как раз в тот год, когда стартовала моя программа на телевидении. У здания очень интересная история. Его начали возводить в 1 948- м, а руководил столь масштабным проектом Берия, который помимо прочего отвечал у Сталина и за подобные проекты, например, строительство вот этого элитного по тем меркам дома. Предназначен он был для атомщиков и ракетчиков – работников Минсредмаша.
Берия лично курировал строительство, что на самом деле делал крайне редко, в основном наблюдая по поручению Сталина за знаменитыми высотками. У меня даже где-то сохранилась копия ценного документа: окончательный проект с его подписью. В итоге дом получился добротный: кирпичный, три квартиры на этаже, потолки более трех метров, толстые стены, подоконники шириной 60 сантиметров. Здесь зимой тепло, а летом прохладно.
Е.Г. А чём Вашу семью привлек район Комсомольского Просnеюnа?
А.П. Я учился в МГИМО, а раньше он находился на Крымском валу. И неподалеку, на Фрунзенских улицах, жили многие мои друзья. Поэтому сомнений, где приобретать жилье, у нас не было. Тем более что новостройки мы не рассматривали в принципе.
Н.П. Здесь прекрасный зеленый район, продуваемый свежим воздухом и с Москвы-реки, и Воробьевых гор, где можно вечером прогуляться у воды. Когда на бульваре цветут вишни и яблони – полное ощущение, что ты за городом. (Улыбается.)
А.П. А между тем отсюда всего семь минут до Кремля на машине.
Е.Г. Сама квартира покорила вас столько мгновенно, как и район?
АЛ. Нет. Тут жил какой-то замминисгра, и это была типичная советская квартира. Все комнаты (общая площадь — девяносто пять квадратных метров) — по девятнадцать-двадцать квадратных метров, коридор – узкий и длинный, как кишка. Едва мы сюда вошли, как поняли, что этот социализм нужно обязательно преодолеть, преобразовав в удобное и современное жилье. В первую очередь расширить жилое пространство. Так, отдельная кухня была расширена за счет части коридора и присоединена к гостиной.
Н.П. Что касается декора, то мы ориентировались не на модные бренды, а исключительно на наши вкусовые пристрастия. Главной задачей было совместить столь любимую нами антикварную мебель, среди которой мы выросли, с вещами из современного мира. Например, кухня. Приобретать кухонный гарнитур «под старину» не хотелось. Поэтому мы выбрали вот этот итальянский функциональный вариант.
И именно такой блестящий цвет его фасадов вкупе со светлой мелкой плиткой кухонного «фартука» как нельзя лучше сочетается с нашей мебелью из ореха и вишни. К слову, в кухне моментально нашла место коллекция кувшинов Алексея Константиновича.
Н.П. Все началось с маленького потертого сувенирного кувшина из Петры, купленного мною еще в 1992 году У местного бедуина за шесть долларов. Потом из Дамаска я привез ему пару. Теперь коллекция уже насчитывает сто сорок штук, и многие экспонаты весьма любопытны. Например, медный кувшин из Самарканда, ему где-то лет сто пятьдесят; эмалированный чайник из Японии, выпущенный в 1935 году в ознаменование первой в стране переписи населения; огромный латунный чайник, сделанный еще в СССР (то есть до 1925 года, когда название нашей страны писалось через точки); самоварчик XIX века из Швейцарии.
Еще есть тульский самовар, кувшины из Иерусалима, Ирана, Германии, Турции, Англии, Дании, Италии, Китая, Марокко, Египта, Индии…
Такие экзотические предметы быта для меня очень привлекательны.
Е.Г. Нина, как я поняла, декором интерьера занимались Вы?
Н.П. Конечно. Я с детства увлекалась интерьерами. А когда окончила театральный вуз, еще больше прониклась интересом к декору, старинной мебели, окружающей обстановке.
Е.Г. Алексей Константинович, расскажите, пожалуйста, про свой кабинет.
А.П. В кабинете мы сохранили первоначальный, «сталинский» дубовый паркет «елочкой».
Оформление комнаты выдержано в английском стиле, а еще здесь хранятся различные коллекции маленьких фигурок и солдатиков. Туг есть фигурки, которые я нашел в замках Луары, точнее, в замке Шенонсо. Они одеты в платья XVI-ХVШ веков. Здесь и Екатерина Медичи, и любовница Генриха II Диана де Пуатье, и ее фрейлины. Туг же – датский король Кристиан IV и его строгая пуританкажена. Их я присмотрел в Копенгагене. А фигурки Брежнева, Горбачева, Ельцина, Пугина купил в Санкт-Петербурге. Там же нашел фельдмаршала Кутузова и русских солдат, воевавших против Наполеона. А наполеоновская гвардия, конечно, из Парижа. У меня туг множество разных мелочей. Например, уникальная трубка «Данхилл», сделанная из комля шотландского вереска. Ее мне вручили в сигарном клубе в 2005 году как «человеку с трубкой года». До меня такой приз получали Говорухин и, по-моему, Ширвиндт (улыбается). Еще я люблю гравюры. На одной стене кабинета размещено изображение вулкана Этна (1782 года выпуска), на другой – Везувий, и здесь же — вступление в Орлеан Жанны д’ Арк, которая произвела на меня впечатление еще во времена моей учебы в Париже, во французской школе. И эта гравюра приехала оттуда вместе с нашей семьей. Так что, если считать, что в любом доме должна быть печать личного присутствия, в нашей квартире она налицо. Не понимаю, как можно жить в безликих помещениях, я собственное пространство сразу заполняю собой.
Н.П. Многие любят покупать за границей в основном одежду, а мы вот досконально исследуем детали интерьерного рынка, что не менее захватывающе. Такие мелочи ведь так украшают нашу жизнь. На пример, терракотовая плитка с арабским узором, которой выложен пол в коридоре, гармонирует с живописным медным чаном из Индии, картинками с Санторини, замечательным марокканским сундуком, древним зеркалом из Марракеша, отделанным беленой костью верблюда
Е. Г. Мне понравилось оформление ванной комнаты.
Н.П. Ванная комната с туалетом были отдельными, крохотными помещениями. Но мы их решил и объединить. Декорировали освежающей, подобно морскому прибою, бело-синей плиткой, дарящей ощущение чистоты, украсили британским кувшином с темно-синей росписью, а в одной из стенок сделали витраж. И теперь, особенно в солнечную погоду, здесь можно даже не включать свет: окна квартиры выходят на две стороны, поэтому в хорошие дни в ванной комнате достаточно светло.
Е. Г. Витражи я заметила еще и в гостиной.
Н.П. Они незамысловатые, сегодня я бы подобрала уже другой рисунок Но в целом смотрятся неплохо, перекликаясь с антикварной мебелью, доставшейся нам от родителей. Например, вот эти большие часы с боем перешли мне от бабушки, а под китайским торшером в виде колоритного старика, держащего посох,
Алексей Константинович, родившийся в Китае, вырос в буквальном смысле слова. Рядом с торшером, в зоне отдыха, — два испанских кресла цвета охры, черно-коричневый диван с подушками, журнальный столик со стеклянной витриной. А под стеклом – коллекция всяких диковинных вещиц из Марокко, мезуза из Феса, кинжалы, кресты туарегских аменукалов (вождей туарегов). Правда, сегодня там уже больше моих многочисленных бус (улыбается). Все это освещает уже вполне современная настольная лампа, купленная в Лондоне. А у окна стоит раскладывающийся стол на двенадцать персон с резными итальянскими стульями с орлами на спинках.
А.П. Обратите внимание на витрину в гостиной, там стоят вроде бы обыкновенные стеклянные бокалы. Но они – из легендарного парижского отеля «Ритц». Из таких бокалов пили в свое время вино Хемингуэй, Скотт Фицджеральд, Поль Элюар. Еще меня тянет к старым часам: в гостиной можно увидеть часы из Австро-Венгрии, Голландии, Франции…
Н.П. Кстати, совершенно потрясающие ощущения испытываешь, когда входишь в тактильный контакт с такими предметами! Знаете, я уверена, если человек эстетически образован, то нужные ему, интересные вещи его сами цепляют и приходят в его жизнь в виде необходимых форм и цветовых сочетаний. Конечно, мы отдаем себе отчет, что время накладывает отпечаток на все. И однажды удачно созданные интерьеры неизбежно стареют Их обязательно надо освежать, но мы вряд ли откажемся от уже созданной стилистики, хотя и намерены внести в нее новые, возможно, более современные краски.